Социальное познание относится к способности понимать и взаимодействовать с социальным миром. Оно включает в себя понимание эмоций, намерений и поведения других людей, а также умение регулировать собственное поведение в социальных ситуациях.
Младенчество (0-18 месяцев)
• Рождение-3 месяца. Младенцы демонстрируют социальную улыбку и предпочитают смотреть на человеческие лица.
• 4-6 месяцев. Младенцы начинают различать знакомые и незнакомые лица и могут имитировать простые выражения лица.
• 7-9 месяцев. Младенцы проявляют тревогу при разлуке с родителями и понимают простые социальные жесты, такие как указание пальцем.
• 10-12 месяцев. Младенцы начинают понимать намерения других людей и могут следовать простым инструкциям.
Раннее детство (18 месяцев-3 года)
• 18-24 месяца. Дети начинают понимать эмоции других людей и могут выражать свои собственные эмоции.
• 2-3 года. Дети развивают теорию разума, понимая, что у других людей есть свои мысли и чувства, которые могут отличаться от их собственных.
• 3 года. Дети начинают понимать социальные нормы и правила и могут вести себя соответствующим образом.
Среднее детство (4-8 лет)
• 4-5 лет. Дети развивают более сложную теорию разума и могут понимать ложные убеждения.
• 6-8 лет. Дети становятся более социально компетентными и могут разрешать конфликты мирным путем.
• 7-8 лет. Дети начинают понимать социальные иерархии и могут адаптировать свое поведение к различным социальным ситуациям.
Позднее детство (9-12 лет)
• 9-10 лет. Дети развивают более зрелую теорию разума и могут понимать сложные социальные взаимодействия.
• 11-12 лет. Дети становятся более независимыми и могут устанавливать отношения со сверстниками.
• 12 лет. Дети начинают понимать социальные предрассудки и могут развивать эмпатию к другим.
Подростковый возраст (13-18 лет)
• 13-14 лет. Подростки становятся более самосознательными и могут испытывать социальную тревожность.
• 15-16 лет. Подростки развивают более сложную идентичность и могут исследовать различные социальные группы.
• 17-18 лет. Подростки становятся более независимыми и могут принимать собственные решения о социальных взаимодействиях.
Детский аутизм
Дети с аутизмом могут иметь трудности с социальным познанием. У них могут быть проблемы с пониманием эмоций, намерений и поведения других людей, а также с регулированием собственного поведения в социальных ситуациях. Впрочем, своевременное лечение, autism treatment, позволяет значительно улучшить социальные навыки таких детей.
Некоторые особенности развития социального познания у детей с аутизмом включают:
• Затруднения с распознаванием и пониманием эмоций;
• Проблемы с пониманием теории разума;
• Трудности с пониманием социальных норм и правил;
• Ограниченные социальные взаимодействия и интересы.
Несмотря на эти трудности, дети с аутизмом могут развивать социальные навыки с помощью вмешательств, таких как терапия социальными историями и обучение социальным навыкам.
Развитие социального познания у детей происходит постепенно и включает в себя понимание эмоций, намерений и поведения других людей, а также умение регулировать собственное поведение в социальных ситуациях. Дети с аутизмом могут иметь трудности с социальным познанием, но с помощью вмешательств они могут развивать социальные навыки и участвовать в социальных взаимодействиях.