Ракеты-носители Ирака

На данный момент ракета-носители Вас совершенно не интересуют, потому что все ваше время занимает строительство загородного дома! Именно поэтому я хочу посоветовать Вам посетить портал о строительстве www.vsedlyastroiki.ru, благодаря которому Вы сможете узнать о всех заслуживающих вашего внимания строительных компаниях вашего города.



Реализация космической программы, известной под несколькими названиями — официальным «Аль-Абид» и альтернативным «Комета» и «Аль-аир» — началась в 1987-1988 гг.

 

Проект анонсировался как гражданский, но осуществлялся под общим руководством Министерства промышленности и военной индустриализации (Ministry of Industry and Military Industrialization).

 

В ноябре 1987 г. иракцы вошли в контакт с брюссельской Корпорацией космических исследований SRC (Space Research Corporation).

 


Ракета Scud

 

Уже к середине 1988 г. SRC начала разработку РН, способной вывести КА массой 100-300 кг на орбиту высотой 200-500 км. РН предполагалось создать на базе существующих систем и технологий. Корпорация изучила несколько возможных конфигураций. В частности, оценивались связки от четырех до шести удлиненных ракет типа Scud (первая ступень), которые окружали одну подобную ракету (вторая ступень) в комбинации с новой третьей ступенью РН. Удлиненные «Скады» диаметром 0,88 м получили обозначение S80, а варианты диаметром 1 м — S100.

 

Например, «конфигурация А» имела в качестве первой ступени РН четыре S80, смонтированные вокруг одной S100 (вторая ступень РН) по типу «семерки», и третью ступень РН длиной 2,2 м и массой 1000 кг. «Конфигурация В» использовала пять (вместо четырех) S80 на первой ступени РН. Третий вариант включал шесть S80, а четвертый, самый мощный, помимо шести S80 на первой ступени РН имел в качестве второй ступени РН не одну, а две установленные рядом S100.

 

Параллельно с SRC над проектом космической РН для Ирака работали два инженера из «неназванной страны». В феврале 1989 г. они предложили конфигурацию, которая включала один «Скад» в качестве центрального блока, окруженный навесными ускорителями (от четырех до восьми) — на основе либо маршевой ступени комплекса С-75, либо все той же Р-17. Вторая ступень РН могла быть жидкостной или твердотопливной, а сверх того в состав РН предлагалось включить апогейный РДТТ. Но эксперты SRC, которые, видимо, пользовались большим авторитетом, отклонили эти варианты.

 

К началу 1989 г. корпорация SRC остановилась на конструкции, состоящей из связки пяти «Скадов» типа S63 на первой ступени РН, на которую устанавливалась вторая ступень S110, также на базе Р-17, но с увеличенным до 1,25 м диаметром и модифицированным ЖРД. В качестве третьей ступени РН предлагалась новая жидкостная ракета диаметром всего 0,60 м, на которую устанавливался головной обтекатель большего диаметра для размещения КА. РН имело конфигурацию «головки молотка» (Hammerhead). Было предложено увеличить диаметр третьей ступени РН до 1,25 м, чтобы уйти от формы, не очень удачной с точки зрения аэродинамики.

 

Довольно быстро было установлено, что решающее значение для возможностей РН имеют характеристики второй ступени РН. Тяги двигателя исходной Р-17 для увеличенной РН уже не хватало, да и удельный импульс был также недостаточен. Иракцы захотели удлинить сопло и применить новое топливо. В рамках «проекта 1728» степень расширения увеличили с 10 до 30 за счет соплового насадка, а горючее ТМ-185 заменили диэтилентриамином (ДЭТА) или смесью ДЭТА и НДМГ. Первый прожиг состоялся 1 декабря 1990 г. и поначалу проходил успешно, но на 14-й секунде прогорел насадок.

 

Иракцы снова обратились к двум странам с просьбой о приобретении более мощного ЖРД, но те ответили отказом. Они, правда, предложили для запуска иракских КА свои РН, но такие условия не устраивали уже Багдад. Не найдя помощи за рубежом, иракские инженеры попытались создать для новой второй ступени РН четырехкамерный ЖРД с единым турбонасосом, но работы остановила война, начавшаяся в 1991 г. До сих пор так и неизвестно, какие двигатели должны были использоваться в штатном «Аль-Абиде».

 

В 1988 г. руководство SRC подготовило график разработки РН, который предусматривал первый пуск штатной РН до 12 декабря 1990 г. Стартовая масса РН составляла 48 т, а длина достигала 25 м. Конструктивно блоки первых двух ступеней РН повторяли Р-17. Топливные баки изготавливались из стального листа, с подкреплением обечаек Z-образными шпангоутами. Связка первой ступени РН (пять модифицированных «Скадов») РН соединялось со второй ступенью РН через переходник.

 

Для проверки основных конструктивных решений, систем управления, а также динамики полета на участке первой ступени РН планировалось провести летные испытания ракеты-демонстратора (первая ступень РН — штатная, вторая и третья ступени РН имитировались стальными макетами). Судя по фотографиям, в отличие от штатной конфигурации, вторая ступень РН имела диаметр 0,88 м.

 

Космический стартовый комплекс был построен в 230 км к юго-западу от Багдада и назывался «Аль-Анбар» (Al-Anbar).

 

Пуск летного прототипа РН «Аль-Абид» состоялся 5 декабря 1989 г. Первая ступень РН нормально работала в течение 45 с, после чего РН взорвалась. Максимальная достигнутая высота составила 25 км. Иракцы подозревали, что пироболты между первой и второй ступенями РН сработали преждевременно, что и стало причиной аварии. Тем не менее, полет на стартовом участке можно было считать успешным.

 


Реконструкция одного из возможных вариантов РН «Аль-Абид»

 

Для отработки второй и третьей ступени РН иракцы решили создать еще один демонстратор, получивший название «Аль-Хариеф» (А1 Kharief, «Осень»; запуск изделия планировался на осень 1990 г.). Что касается собственно РН «Аль-Абид», то она никогда не рассматривалась Западом в качестве боевой системы, в силу громоздкости самой РН и уязвимости ее стартовой позиции. А вот РН «Аль-Хариеф» стал предметом международного спора. Инспекторы ООН заявили, что это новая РН, в то время как иракцы утверждали, что это лишь верхние ступени РН «Аль-Абид».

 

Не исключено, что РН «Осень» была одновременно тестовой платформой и для космической РН, и для систем доставки ядерных боеприпасов.

 

Работа над РН «Аль-Хариеф» продвигалась очень медленно. Разработка застопорилась, а после вторжения Ирака в Кувейт в августе 1990 г. и вовсе была заморожена. Окончательный отчет по проекту и чертежи ракеты так и не были выпущены.

 

Война в заливе, в ходе которой союзники разбомбили комплекс «Аль-Анбар», и последовавшие за ней санкции поставили крест на космических амбициях Ирака.

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.