Ракета-носитель Ariane-5. Часть I

Вам совершенно не интересна тема данной статьи и все, что Вы сейчас хотите — это как следует отдохнуть где-нибудь заграницей? В этом случае Вас определенно точно заинтересует тур на Кипр из Киева. А самое выгодно предложение по данному туристическому направлению Вы сможете найти на сайте www.mansana.com!


071513 0208 1 Ракета носитель Ariane 5. Часть I

С целью увеличения конкурентоспособности в 1978 г. (т.е. еще до первого пуска РН Ariane-1) начали обсуждаться возможности разработки новой мощной РН, что через 10 лет привело к программе по созданию РН Ariane-5. Основную роль в разработке РН играла Франция.

 

РН Ariane-5 с двумя стартовыми твердотопливными ускорителями оказалась дороже других вариантов, но являлась более экономически эффективной и надежной.

 

РН Ariane-5 нуждалась в новом стартовом комплексе. CNES предложил построить третий пусковой комплекс, что позволяло продолжать запуски РН Ariane-4 без всякого перерыва. Строительство стартового комплекса ELA-3 началось в 1988 г.

 

Комплекс площадью 20 км2 включает зону подготовки, зоны стартовых ускорителей и фактическую область запуска. В пределах двадцатидвухсуточной пусковой кампании каждая РН Ariane-5 собирается на мобильном стартовом столе.

 

С декабря 1999 года началась коммерческая эксплуатация РН Ariane-5.

 

071513 0208 2 Ракета носитель Ariane 5. Часть I

Ariane-5GS на старте

 

Например, в 2007 г. компания Arianespace запустила 6 РН Ariane-5 по сравнению с 5 пусками в 2006 г., все 6 пусков 2005 г. были РН модели Ariane-5ECA. В 2007 г. было запущено четыре модели РН Ariane-5ECA. Для двух пусков была использована РН Ariane-5GS.

 

На 2008 год компания планировала проведение 7-8 пусков РН Ariane-5.

 

РН Ariane-5ECA содержит два стартовых твердотопливных ускорителя ЕАР (Р240 тип В), главную криогенную ступень ЕРС (Н175 тип С) с ЖРД Vulcain 2, верхнюю криогенную ступень ESC-A, приборный отсек УЕВ типа С с углепластиковым корпусом и головной обтекатель высотой 13,8 м. Головной обтекатель устанавливался на цилиндрическом адаптере АСУ5400 типа D (производства Contraves Space) диаметром 5,4 м и высотой 2 м, который был жестко закреплен на верхнем шпангоуте приборного отсека.

 

Согласно контракту фирма Astrium должна изготовить 35 верхних ступеней для РН Ariane-5. Общая сумма контракта составляет 500 млн. евро.

 

071513 0208 3 Ракета носитель Ariane 5. Часть I

PH Ariane 5ЕСА и PH Ariane 5ESV

 

Изготовление будет осуществляться на заводе в Бремене. Первый запуск РН был запланирован на 2010 г.

 

Рассмотрим более подробно структуру РН семейства Ariane-5.

 

Все ступени РН семейства Ariane-5 имеют буквенно-цифровое обозначение.

 

У твердотопливных ступеней РН оно начинается на Р (от франц. «порох»), у ступеней РН с криогенным топливом — на Н (от франц. «водород») и у ступеней РН с высококипящим топливом — на L (от франц. «жидкостная»). Цифры после этих букв — масса топлива в ступени РН.

 

РН для первых двух испытательных пусков с бортовыми номерами L501 (5- семейство РН Ariane-5; 01, 02 и т.д. — порядковые номера в семействе РН Ariane-5 без различия на модификации) и L502 обозначались просто Ariane-5 и включали в себя два стартовых твердотопливных ускорителя ЕАР (пороховая ускорительная ступень) типа Р238, первую криогенную (жидкий кислород и жидкий водород) ступень ЕРС (главная криогенная ступень) типа H158 с ЖРД Vulcain, вторую ступень с долгохранимым топливом (азотный тетраксид и монометилгидразин) EPS (ступень с долгохранимым топливом) типа L9.7 с ЖРД

 

071513 0208 4 Ракета носитель Ariane 5. Часть I

Двигатель Aestus

 

Aestus и отсек бортового радиоэлектронного оборудования. Начиная с РН L503, эта комплектация РН стала обозначаться РН Ariane-5G (от франц. «родоначальник»).

 

Первоначально РН Ariane-5 разрабатывалась для запуска на геопереходную орбиту полезного груза массой до 6800 кг, то есть одновременно трех КА двухтонного или двух аппаратов трехтонного класса. Базовый вариант РН Ariane-5G позволял выводить на геопереходную орбиту два КА суммарной массой до 5970 кг. Однако еще до первого испытательного пуска стала ясна тенденция роста массы связных КА и необходимость увеличения грузоподъемности РН.

 

В 1995 г. была разработана программа модернизации до 2002 г. для увеличения грузоподъемности РН Ariane-5 при парном запуске до 7350 …7400 кг. За этим вариантом РН закрепилось название Ariane-5E («эволюционный»).

 

Главным направлением программы РН Ariane-5 Evolution была модернизация нижних ступеней РН, которая давала прибавку грузоподъемности почти в 1000 кг.

 

Для нее разрабатывались новые ускорители типа Р241 с облегченным корпусом (за счет замены болтовых соединений секций на сварные) и топливной шашкой увеличенной до 241 т массы. Удельный импульс РДТТ возрос на 1 с за счет использования сопла нового типа, и в итоге замена ускорителей увеличивала массу полезного груза на 150 кг.

 

Еще более существенной была модернизация криогенной ступени ЕРС, увеличивающая грузоподъемность РН на 800 кг. Для нее разрабатывался новый двигатель Vulcain 2 с увеличенной на 20% (с 1145 до 1350 кН) тягой. Для этого был сделан новый кислородный насос и переделана камера сгорания, а сопло удлинено на 500 мм. Удельный импульс вырос на 3 с. Соотношение компонентов топлива у нового двигателя вместо l :5,3 составило 1 :6,2, что потребовало увеличения бака окислителя. За счет смещения на 65 см вниз межбаковой перегородки бак окислителя стал вмещать на 16 т (10%) жидкого кислорода больше, а бак горючего — на 1 т водорода меньше. Кроме того, увеличилось число баллонов жидкого гелия на ступени РН, и был усилен межступенной переходник.

 

Новая криогенная ступень ЕРС получила обозначение H173, но, как видно из таблицы вариантов РН Ariane-5, не сама по себе ступень, а именно двигатель Vulcain 2 отличает подгруппы Ariane-5G и Ariane-5E.


Найти на unnatural: Ракета-носитель Ariane-5 Часть
Автор: admin | 15 Июль 2013 | 671 просмотров

Новые статьи:

Оставить комментарий:

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.
Rambler's Top100