Все мы видели художественные инсталляции, главными героями в которых выступали насекомые. Так, например, Майк Либби (Mike Libby) превращал их в механических гибридов, а художник Дин Христ (Dean Christ) по прозвищу Юбика (Ubyka) делал из этих милых созданий вооруженных до лапок киборгов. Значительно дальше в развитии этого неоднозначного направления искусства пошел Андрей Павлов, который решил показать крупным планом социальную жизнь муравьев.
Однако эта статья не о Божьих тварях, а о талантливом человеке, который с головой погрузился в мир насекомых, с ослиным усердием документируя ежедневную муравьиную рутину.
Андрей всерьез заинтересовался макрофотографией 7 лет назад, когда из-за травмы спины он долгое время не мог самостоятельно передвигаться. Именно тогда он и был очарован муравьями, которые, по мнению биологов, считаются одними из самых удивительных творений матушки-природы. Он начал читать книги об этих насекомых и особенностях их поведения, и был поражен тем, как здоровые особи заботятся о своих более слабых собратьях – детях, стариках и калеках. Это факт заставил Андрея Павлова преисполниться уважением к этим насекомым.
Муравьиная цивилизация за последние 150 миллионов лет освоила бессчетное множество экологически рациональных способов не только выживания, но и развития. Именно поэтому Андрей принял решение посвятить все свое свободное время наблюдению за жизнью, бурлящей в муравьиных колониях.
Его фотографии называют по разному, но чаще все люди употребляются такие слова как «фейк» и «фотошоп». И в этом нет ничего удивительного: глядя на работы Андрея Павлова сложно воспринимать их как рядовые очерки натуралиста-любителя.
Давайте присмотримся поближе к этим фотографиям и зададимся вопросом: возможно ли заставить муравьев позировать перед камерой? Конечно же, нет – таков вердикт энтомологов, однако фотограф из России нашел способ.
В это невозможно поверить, но все муравьи, запечатленные на фотографиях Андрея Павлова живые!
Как он это делает?
Андрей, как я уже говорил ранее, проводит много времени за изучением муравьев, и он понял, что эти насекомые подчиняются определенной программе действий, которую при всем желании нельзя изменить, но можно под нее подстроиться. Именно это и делает фотограф, когда расставляет на пути следования муравьиной колонны бутафорию и светоотражатели.
После этих нехитрых приготовлений следуют долгие часы ожидания, когда ничего неподозревающие герои его фотографии ‘встанут в ряд’ и ‘примут позы’, чего в принципе может и не произойти, и тогда фотосессия растягивается на несколько дней или даже недель.
Но под вопросом остается и то, как он заставляет муравьев двигаться по нужной ему траектории? Андрей говорит, что муравьи очень быстро учатся, поэтому достаточно привлечь внимание всего одного члена сообщества, за которым подтянуться и все остальные. Чтобы осознать это ему потребовалось три года.
Труды Андрея Павлова не остались незамеченными и сегодня в художественном сообществе его называют не иначе как ‘заклинателем муравьев’.
Для муравьиных фотосессий Андрей использует разнообразные декорации, реквизитом в которых выступает созданная им бутафория, а иногда и его собственные пальцы.
Каждый год, начиная с мая по октябрь, Андрей Павлов переезжает в деревенский коттедж, где занимается своим любимым делом – наблюдает и фотографирует красных лесных муравьев.
Другие фотографии Андрея Павлова:
[nggallery id=345]
Работы Майка Либби:
[nggallery id=346]