Анализ рынка пусковых услуг. Часть II

Прежде чем приступать к изучению материала данной статьи планируете произвести монтаж напольного покрытия? В таком случае, я настоятельно рекомендую Вам использовать клей uzin MK 92 S, качество которого находится на высочайшем уровне, а цена приятно удивит даже самого требовательного и бережливого покупателя!


 

В 2008 году компания Sea Launch произвела пять пусков РН «Зенит-3SL», а в 2009 году — четыре пуска.

Компания SpaceX представлена на рынке пусковых услуг РН Falcon-l, в конструкции которой реализованы новейшие технические решения, включая двигатели, изготовленные самой компанией SpaceX, баки со стабилизирующим наддувом и уникальную общую межбаковую перегородку. Верхняя ступень РН выполнена из литий-алюминиевого сплава для уменьшения массы. Эти факторы сделали возможным удешевление производства РН Falcon-1. Если будет подтверждена эффективность РН Falcon-1, а цена на ее производство останется на заявленном текущем уровне, то компания SpaceX сможет составить серьезную конкуренцию остальным компаниям на рынке пусковых услуг. Стоимость пуска РН Falcon-1 составляет 10 млн. долл. В 2008 году было осуществлено два успешных пуска РН Falcon-1, а в 2009 году — один пуск. Компания SpaceX также выводит на рынок пусковых услуг РН Falcon-9 стоимостью 41-58 млн. долл.

 


РН Delta-2 на стартовой площадке

 

Компания United Launch Alliance (ULA), представленная на рынке пусковых услуг РН Delta-2, Delta-4 и Ailas-5, была сформирована в декабре 2006 года. В большей степени компания предоставляет пусковые услуги правительственным организациям. Учредителями и держателями акций (по 50%) компании ULA являются фирмы Boeing и Lockheed Martin.

 

В 2008 году компания ULA произвела семь пусков РН, из которых четыре РН были запущены по правительственным программам, включая три РН Delta-2 и РН Atlas-5. В 2009 году компания ULA осуществила восемь пусков РН Delta-2, три пуска РН Delta-4 и пять пусков РН Atlas. Руководство компании ULA намечает ориентироваться только на заказы правительственных ведомств и планирует осуществлять не менее четырех — шести пусков ежегодно.

 

В 2009 году был заключен ряд контрактов на использование ракет-носителей отдельных компаний для коммерческих запусков геостационарных КА в последующие годы.

 

Национальное космическое агентство США (NASA), выбрало четыре компании, которые обеспечат ракетами-носителями непилотируемое исследование Земли, а также космическую астрономию и изучение других планет в следующем десятилетии.

 


Предстартовая подготовка РН Athena 2

 

Это компания Lockheed Martin Space Systems Со. с РН Athena 1 и Athena 2, компания Orbital Sciences Corp. с РН Pegasus XL и Taurus XL, компания Space Exploration Technologies Corp. с РН Falcon 1 и Falcon 9, компания United Launch Alliance с РН Atlas 5.

 

РН производства United Launch Alliance Delta 2 и Delta 4 в список не вошли.

 

После семи полетов за шесть лет, между 1995 и 2001 годами, семейство РН Athena было обновлено на основе стратегического сотрудничества между Lockheed Martin и АТК.

 

 

Сейчас налицо тенденция роста энергетических возможностей новых РН. На самые «популярные» геопереходные орбиты перспективные РН будут выводить 12-14-тонные КА (в отличие от нынешних 6-10 т).

 

Также обращает на себя внимание стремление разработчиков к использованию жидкого водорода не только на РН тяжелого и среднего класса, но даже и в легких РН.

 

С целью снижения затрат на разработку и издержек на производство, зарубежные ракетостроители не предлагают разработку принципиально новых РН или широкой гаммы РН на базе существующих РН. Они готовы ограничиться межвидовой унификацией как отдельных агрегатов (например, двигателей), так и ракетных блоков. Свое крайнее выражение такая унификация нашла в принципе «модульного проектирования». Хотя он имеет крупные недостатки и в чистом виде труднореализуем, удачно подобранные модули способны обеспечить очень широкий диапазон энергетических возможностей РН.

 


Ракета Ares I-X

 

Следует отметить сравнительные показатели отечественных и зарубежных средств выведения легкого класса как потенциальных конкурентов. Оценка их возможностей по критериям стоимость пуска и удельная стоимость выведения на приведенную орбиту (Н=200км; i=0) показывает, что практически все существующие и большинство проектируемых отечественных РН легкого класса имеют преимущество перед зарубежными аналогами, что дает основание прогнозировать расширение и углубление «ниши» российских средств выведения на мировом рынке запусков.

 

В целом можно сказать, что работы по новым средствам выведения ведутся за рубежом с размахом и по всем направлениям — от одноразовых «микро-Н» до многоразовых систем и сверхтяжелых РН. Основной упор делается на повышение надежности и снижение затрат.

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.